Роботизированная коробка передач - это, по сути, развитие механической коробки, в которой работа механизма сцепления и переключения скоростей выполняется автоматикой. В основе работа обычная МКПП, а также электроприводы и электронная система управления.
Как же работает коробка робот?: На основании показателей датчиков специальный электронный блок управляет приводами, воздействующими на коробку и сцепление. Таким образом, выжимание сцепления проводится сервоприводами по команде блока управления, после чего переключается скорость. Другими словами, вместо отсутствующей педали сцепления работает целая система сенсоров, передатчиков и приводов, которые при помощи компьютера управляют механизмом сцепления и КПП. Также на роботах можно включить ручной режим выбора передачи.
Управление автомобилем с роботизированной коробкой передач
В легковых автомобилях серийного производства ручка переключения передач находится там же, где и МКПП, но перемещается ручка только вперед или назад, как на обычном "автомате". Отсутствие педали сцепления и принцип пользования рычагом коробки - это то немногое, что общего у робота с АКПП, на самом деле все сходства на этом заканчиваются. По принципу работы "робот" больше похож на МКПП, чем на АКПП.
Вот несколько рекомендаций по управлению автомобилем с коробкой "робот":
1. При длительной езде на подъем переключайтесь в ручной режим, и выбирайте пониженную передачу,
2. Разгон желательно выполнять плавно, не нажимая педаль газа больше чем наполовину,
3. Старайтесь ездить в режимах, когда сцепление полностью включено,
4. Избегайте длительного удерживания педали тормоза в пробках и перед светофорами, переключайтесь на нейтраль ("N") при длительной (более 1 мин.) стоянке,
5. При частых кратковременных остановках в пробках и перед светофорами переключайтесь на ручной режим ("M"), и двигайтесь на первой передаче.
Как видно из этих рекомендаций, сходство с "робота" с "автоматом" только внешнее, особенно в части рекомендаций по движению в пробках: классическую АКПП при непродолжительных остановках в пробках лучше не переключать из режима Drive (D), а удерживать машину тормозом; а при длительной стоянке (более 2 мин.) можно перевести в режим парковки ("Р"). Следует отметить, что несоблюдение указанных выше рекомендаций может привести к серьезным поломкам РКПП и сцепления.
Неисправности РКПП
Основными причинами поломок РКПП явлется как физический износ ее деталей, так и ошибки водителя при управлении. Чаще всего роботизированная трансмиссия преждевременно выходит из строя по причине перегрева сцепления. Рекомендации, изложенные в предыдущем разделе помогут Вам увеличить срок службы трансмиссии.
Кроме мероприятий периодического технического обслуживания, имеющих место для МКПП, можно отметить возможность компьютерной диагностики трансмиссии, в виду наличия электронного юлока управления.
Плюсы и минусы РКПП
Преимущества РКПП в том, что она комфортнее, чем МКПП, и при этом дешевле и экономичнее АКПП.
Главным минусом РКПП является задержка при переключении передач. На дороге это влияет на динамику и управляемость автомобиля, пауза при переключении с одной передачи на другую может составлять до двух секунд. Конечно, роботизированные коробки непрерывно совершенствуются (например, разновидность преселективных коробок передач с двуми сцеплениями), но это, в свою очередь увеличивает их стоимость, и затраты на обслуживание.
По совокупной стоимости владения, роботы (вместе с вариаторами) все таки дороже чем МКПП или АКПП: ремонт РКПП (и вариаторов) проводится далеко не везде, как правило на фирменных СТО, запчасти и специалисты по данному типу трансмиссий стоят не дешево. Да и надежность РКПП в целом ниже, чем у МКПП, за счет более сложной конструкции.